Ви є тут

«У чому причина слабкого розвитку українських бізнес-інкубаторів?»

Допомогти тим , хто відкриває власну справу , створити сприятливі умови для розвитку бізнесу , забезпечити пільгами всі починання - ключові завдання , які успішно вирішують бізнес- інкубатори ( організації з підтримки новостворених підприємств). У світовій практиці саме ці структури вважаються кращими стимуляторами розвитку малого та середнього бізнесу і останнім часом набувають все більшої популярності. В Україні перші інкубатори з'явилися на початку 1990 -х і зараз їх зареєстровано 60-70. Однак успішних прикладів допомоги в становленні бізнесу вкрай мало, в той час як у сусідніх країнах подібні установи працюють більш ніж ефективно. «Статус » запитав у чиновників, експертів і підприємців:

«У ЧОМУ ПРИЧИНА СЛАБКОГО РОЗВИТКУ УКРАЇНСЬКИХ БІЗНЕС-ІНКУБАТОРІВ?»

Думки чиновників

Михайло Чечетов, голова підкомітету з питань підприємництва Комітету Верховної Ради України з питань промислової і регуляторної політики та підприємництва:

 «Ответ прост: последние 5–6 лет, когда во всех странах инкубаторы активно поднимали на ноги новые бизнес-направления, наши «разно­цветные» власти делали, фактически ежегодно, перевыборы. Когда же тут заниматься созданием бизнес-инкубаторов (БИ), если борцы за справедливость то с флагами бегают, то с дудками, то с барабанами?! Однако новое правительство уже начало наверстывать упущенное. И первый шаг — намерения принять фундаментальный закон о бизнес-инкубаторах, в котором будут прописаны все детали их функционирования. Этот нормативный акт вступит в силу, возможно, уже к Новому году и заложит хорошее основание для развития имеющихся БИ, а также создания новых. Ведь подобные структуры во всем мире рассматривают как фундамент для МСБ, генерацию новых бизнес-идей, ноу-хау».

Ігор Манцуров, директор Науково-дослідного економічного інституту Міністерства економіки України:

 «Современные бизнес-инкубаторы — это достаточно большие здания, где новоиспеченному бизнесмену на льготных условиях предоставляют офис, средства коммуникации (оргтехнику), возможность рекламировать себя и свою продукцию в печатных и интернет-изданиях, обучать персонал. Естественно, это требует немалых затрат, которые, на мой взгляд, должно покрывать государство, как делается во всех развитых странах. Но для этого нужны политическая воля, отдельный бюджет и соответствующая система поддержки МСБ. В последние годы и намека на все это не было. В этом-то и причина неразвитости БИ. Однако практика зарубежных стран показывает, что затраты на инкубаторы окупаются уже через 4–5 лет, что достаточно неплохо, если сравнивать, например, с производственной или социальной инфраструктурой (срок возвращения инвестиций у которых минимум 7 лет — Ред.). Поэтому новые власти рано или поздно займутся вопросом создания и полноценной работы таких организаций».

Думка експертів

Євген Пилянкевич, партнер асоціації «Приватні інвестори України», керівник інноваційних проектів:

«Причина слабого развития таких структур кроется не только в безразличии властей. В Украине попросту нет реальной потребности в их услугах. Фактически технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные центры и подобные организации заняты только вопросом эксплуатации инфраструктуры и «организации» различных льгот. Однако они не оказывают главной услуги, ради которой их создают во всем мире — выращивание конкурентоспособных компаний, лидеров рынка. Формат, в котором существуют БИ у нас, — полное противоречие успешной мировой практике, где основной акцент делается на предоставление консалтинговых, административных и других управленческих услуг по развитию начинающей компании».

Наталія Кожевіна, президент Української асоціації бізнес-інкубаторів та інноваційних центрів:

«К сожалению, в Украине главенствует бюрократическо-чиновничья власть, которая делает все только для того, чтобы жить всласть вокруг бюджетных денег. И пока такое положение дел не изменится, предпринимательство в нашей стране вообще развиваться не будет. Что уж тогда говорить об инкубаторах? Даже те, что зарождались при поддержке международных доноров, сейчас на грани исчезновения. Более того, каждый день существующим пытаются перекрыть кислород и лишить последней возможности развиваться. А ведь БИ — один из мощнейших инструментов стимулирования МСБ и внедрения инновационных технологий, новые квалифицированные кадры и рабочие места. Разве это не залог благосостояния государства?».

Думки підприємців

Андрій Колесніченко, приватний підприємець, керівник фонду «Київський бізнес-інкубатор»:

«Одно из главных препятствий развития БИ — проверяющие всех сортов и мастей, для которых подобные организации до сих пор «неведома зверушка», сулящая заманчивые перспективы для всевозможных спекуляций. Также «добивает» БИ отсутствие соответствующей законодательной базы и надежной материальной основы, которые позволили бы двигаться вперед. Для нормальной работы необходимы «дешевые» ресурсы (мебель, техника, средства коммуникации), и главное — помещения, аренда которых была бы как минимум вдвое ниже рыночной цены. Все это может предоставить исключительно государство».

Сергій Десяк, директор компанії «Євроконсалтинг»:

«Только принятием закона о БИ проблему их развития не решить. Ключевые сложности данного сектора — слабо развитая инфраструктура венчурных инвестиций в Укра­ине, дефицит опытных и квалифицированных специалистов в управлении проектами, а также отсутствие четкой стратегии и реальной поддержки инновационной и консалтинговой деятельности. При этом задача предоставления оборудования и имущества такими организациями, что, кстати, определяется действующим законодательством как основная функция бизнес-инкубатора, на мой взгляд, вторична».

Думка рефері

Ільдар Газізуллін, старший економіст Міжнародного центру перспективних досліджень:

«Прежде чем говорить о перспективе бизнес-инкубаторов, нужно определить истинную причину, по которой не развивается МСБ: ему не хватает знаний и опыта или проблема в том, что предпринимателям нужно давать взятки на каждом шагу? Отсюда следует, что для начала нужно разрешить вечную диллему: обучать людей, которые хотят стать предпринимателями, и начать свое собственное дело или же бороться с проверками и реформировать бюрократию? Ведь если мы будем вкладывать деньги в инкубаторы или другие подобные проекты, не решая вопрос коррупции, это будет пустой тратой времени и средств. Поэтому пока БИ — это исключительно энтузиазм людей, которые верят в успех своего дела.

Если же говорить о государственной политике стимулирования или поддержки МСБ, нужно прежде всего понимать, какие сложности там существуют. Возможно, нашим частникам помощь инкубаторов и вовсе не нужна, поскольку проблема кроется в другом: люди знают как вести бизнес и имеют возможность делать это самостоятельно, но им попросту «связывают руки».